Раньше, при коммуняках, мне стать народным было невозможно. Пресловутая пятая графа та, где указывали национальность! мешала. Доходило до смешного. Вы в курсе, что тогда на радио не брали интервью, если ты картавил?
Ни-ко-го! Просто я так пахал и вкалывал, получил такое признание, что это нельзя было игнорировать.
Вы стали первым евреем, который получил звание народного артиста в независимой Украине. Признайтесь, были покровители свыше?
Я никогда никому не завидовал, не заглядывал ни в чужой карман, ни в чью-то душу, ни в другие места, понимаете? Был самодостаточным человеком, влюбленным в свое дело, которое добросовестно выполнял.
В Украине иначе не бывает. Если ты хочешь что-то сделать, тебе будут мешать все, кто только может. Не я же придумал пословицу: "Не з м, так понадкушую"...
Палки в колеса вставляют?
Проект пока что в работе, подходит к завершению. Центр возведут на левом берегу Днепра. В нем будет шикарный концертный зал на пять тысяч зрителей, телестудия, радиостанция, оборудованные по последнему слову техники.
За границей никого не интересуют ни твои звания, ни побрякушки эти клоунские, которыми у нас награждают. Там люди купили билеты и должны получить то, за что заплатили. Твой импресарио также должен быть уверен в твоем классе, иначе он на тебе не заработает. И если подведешь его, тебе уже не видать этой сцены как своих ушей. В ваших планах создание в Киеве международного творческого центра. Что он будет из себя представлять?
Обычно это не принято, но если бы я ее обнародовал, завистники упали бы в обморок. Естественно, мне платили очень приличные гонорары! Я ведь работал на самых больших концертных площадках европейских, американских, австралийских. В последние годы ездил в Израиль. В отличие от тех, кто бьет себя в грудь: "Я неперевершений!", мне не надо ничего выдумывать. У меня есть подтверждение пресса солидных стран.
Говорят, вы были одним из самых высокооплачиваемых музыкантов в мире. Можете назвать сумму, которую получали за концерт?
Бесспорно да. Я всегда скрупулезно подходил к своему репертуару. И хотя был исполнителем легкой музыки, она была для меня нелегкой. Надо было играть и вызывать аплодисменты, иначе тебя никто не взял бы в концертную бригаду, не пригласил бы с сольным концертом...
Сегодня, играя в свое удовольствие, вы вспоминаете былые выступления ответственные и временами, наверняка, нервозные?
Надо признать, что сегодня аккордеон уже отошедшая тема, и я не строю себе иллюзий на этот счет. Пик интереса к этому инструменту пережит в послевоенные годы, 50-60-е. Сейчас молодые аккордеонисты блестящие пацаны, ну просто бесподобные! не востребованы, профессия их не кормит. Аккордеон и баян стали уделом бедных людей.
Я уже объяснял: невозможно стало играть, удерживая перед собой в руках инструмент, который весит больше 20 килограммов, болит спина. Теперь на сцену выхожу только в свое удовольствие: на бенефисе кого-то из своих друзей, перед теми, кто мне близок и дорог. Делаю это бесплатно, так как уже не зарабатываю своей игрой больше не нуждаюсь в этом.
Ян Петрович, очень трудно смириться с тем, что вы завершили свою карьеру музыканта. Не передумаете?
"АККОРДЕОН СТАЛ УДЕЛОМ БЕДНЫХ ЛЮДЕЙ"
Виталий Коротич в своей книге "Доигрался" написал о Яне Табачнике так: "Преодолевая барьеры чужой зависти, начальственной нелюбви, антисемитизма, он добился успеха, потому что был честен, предприимчив, талантлив и энергичен". К сожалению, поклонники уже вряд ли услышат Яна Петровича на большой сцене: маэстро свои выступления прекратил.
Сегодня он - президент Высшей лиги мэтров мирового аккордеона, удостоенный титула "Золотой аккордеон Европы". Недавно вышел российско-американский диск "Легенды мирового аккордеона", где собраны лучшие аккордеонисты мира с 30-х годов и до наших дней. Ян Табачник представлен тут во всех шести разделах: "Меланхолия", "Танго", "Карусель", "Свингующий аккордеон", "Аккордеонист-виртуоз", "Русская фантазия".
Ян Табачник и его аккордеон12.08.2009"Мой старый друг, мой добрый гений, мой спутник вот уж много лет, о, сколько было поражений, но столько было и побед!..". Эти стихи Ян Петрович Табачник посвятил своему "золотому", "говорящему", "плачущему" аккордеону. Вообще-то, у него сегодня три разных инструмента (один, сделанный по заказу у итальянских мастеров, подарил ему Президент Леонид Кучма), но все объединяет интеллект и душа их хозяина. И когда Ян Петрович играет со сцены, у слушателей пробуждаются вечные чувства, сердца словно устремляются к чему-то высшему, неизреченному.
Ян Табачник и его аккордеон
Комментариев нет:
Отправить комментарий